Вернуться: Методическая копилка

Доклады

Нетрадиционные изобразительные техники

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

Читать далее »

Творчество (креативность) – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Очень важна организация условий, средств, благотворно влияющих на развитие творчества.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Поэтому развитию творчества уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника.

Общеизвестно, что художественно – творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное – создавая изображение ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями учится осознанно их использовать.

Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».

Руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умея тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых – Г.В. Латунской, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лейнера, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной – позволяет сформулировать его определение.

Под художественным творчеством детей дошкольного возраста подразумевается создание субъективно нового (значимого для ребенка) продукта (рисунок, лепка, аппликация, танец, песня), создание (придумывание) к известному ранее не использованных деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, применение ранее усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление инициативы во всем.

Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения.

Наряду с развитием творческого изображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного (бросового) материала и нестандартных изотехнологий. Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы, как крашеные опилки, пенопласт, чай, кофе, яичная скорлупа, сухие листья, ветки, цветы и т.д.

И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Виды нетрадиционных изобразительных техник

  • Пальцевая живопись.

Техника пальцевой живописи доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста. Тематика обучения должна соответствовать возрастным особенностям детей и усложняться за счет обучения их рисованию несколькими пальцами рабочей руки, ребром ладони, всей ладонью.

  • Восковая графика.

Закрепляются технические навыки создания воскового рисунка, полученные в предыдущих группах. Совершенствуется зрительный контроль за процессом создания изображения.

  • Кляксография.

Поощряется способность увидеть в одном и том же пятне несколько разных предметов (объектов). Надо учить детей самостоятельно готовить пятна кляксы (друг для друга).

  • Монотипия (получение изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, оттиск изображения).

Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности, необходимости последовательных действий. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Поэтому рекомендуется:

— на начальном этапе обучения использовать прием сотворчества со взрослым;

— ребенок должен получить лист бумаги с готовой линией сгиба;

— обучение техники монотипии лучше организовать с подгруппой детей.

  • Ниткография.

Сложность этой техники заключается в том, что она требует точной последовательности, аккуратности в работе. Эту изобразительную технику можно считать разновидностью монотипии. Но специфика создания рисунка позволяет определить ниткографию как отдельный способ изображения. Обычно многоцветное изображение похоже на какой – либо объект (птица, дерево, пейзаж). Нужно помочь детям увидеть это сходство, посоветовать как дорисовать изображение.

 

Ознакомление дошкольников с родным краем

Цель ознакомления дошкольников с родным краем – формирование осознания ребенком себя и своего ближайшего окружения.

Читать далее »

Во второй младшей группе воспитатели совместно с родителями формируют представления детей о своей семье, воспитывают любовь и уважение к родителям. Для этого воспитатель знакомит родителей с задачами программы, привлекает к созданию в группе «уголка семьи», содержанием которого могут фотографии, альбомы, рукоделие родителей, вовлекает их в совместную деятельность с детьми: это могут быть игры, развлечения, праздники, дни рождения детей, занятия «Моя семья», «Мои родители». Для этого воспитатель проводит предварительную работу, определяет роль и действия. Членами семьи могут быть и домашние животные. Для воспитания бережного отношения к ним воспитатель проводит занятия на темы: «Животные в семье», «Как я ухаживаю за своим питомцем» и т.д.

Родители должны познакомить своего ребенка с названием улицы, где живет семья, номером дома и квартиры.

Для формирования представлений о дошкольном учреждении, которое ребенок посещает, и воспитания интереса к деятельности работников детского сада воспитатель проводит систематические наблюдения за работой персонала: повара, медсестры, дворника и др. Внимание детей обращается на то, как взрослые заботятся о детях, что они делают, какие предметы используют. Во время наблюдений необходимо создать у детей положительный настрой, вызвать интерес. В группе создаются условия (игрушки, атрибуты) для воплощения детьми в игровой деятельности увиденного во время наблюдений.

Воспитатель также организует экскурсии по детскому саду и улице, на которой он расположен. Внимание детей обращается на то, что интересного находится здесь (магазины, кафе и т.д.), как украшена улица.

Важно формировать желание детей выполнять поручение взрослых: убрать игрушки, накрыть на стол, собрать мусор на участке и др. Данная задача может быть разрешена при непосредственном побуждении взрослого и организации им совместной деятельности с ребенком. Дети этого возраста могут участвовать в бытовом труде только вместе со взрослым, его постоянном поощрении действий ребенка. В конце работы необходимо обратить внимание ребенка на результат.

В средней группе продолжается расширение представления ребенка о своей семье (адрес дома, профессия родителей, семейные праздники, правила ухода за домашними животными). Воспитатель консультирует родителей, приглашает их на занятия, проводит экскурсии на место работы родителей, подбирает и читает художественную литературу о семье, организует совместные с родителями вечера.

Для расширения представлений о дошкольном учреждении (адрес, традиции, правила, праздники) детей продолжают с помощью наблюдений знакомить с трудом работников детского сада (психолог, тренер, старший воспитатель, заведующий и т.д.). Обращается внимание на орудия их труда, раскрывается значение профессии. В ходе экскурсий по детскому саду детям рассказывается о правилах: здороваться в ответ на приветствие, уступать дорогу, приглашать в гости, спокойно спускаться и подниматься по лестнице и т.п. Организуются экскурсии в старшую группу и совместные игры детей, кукольные постановки о жизни детей, чтение художественной литературы о жизни детей в детском саду.

Продолжается знакомство детей с ближайшим окружением, социальными объектами, расположенными на улице по соседству с детским садом. Воспитатель проводит экскурсии, наблюдение за работой этих учреждений, знакомит с их представителями. Главное чтобы знакомство с этими людьми было насыщено с положительными эмоциями. В группе воспитатель создает условия для обыгрывания увиденного и инициирует такие игры, заражая детей своим участием.

Для приучения детей к труду в детском саду и дома (уборка игрушек, уход за животными и растениями, оказание помощи взрослым) воспитатель организует совместную деятельность. Он обращает внимание детей на цели предлагаемой работы, поощряет стремление детей действовать самостоятельно, создает ситуации, требующие взаимопомощи, вместе с ними оценивает результат, подчеркивая затраченные детьми усилия. Необходимо поддерживать и поощрять инициативу самих детей. На занятиях они рассказывают, как помогают родителям дома.

В старшей группе для формирования элементарных представлений о народоведении (знакомство с историей своей семьи и детского сада) воспитатель проводит консультацию родителей, в ходе которой им предлагают познакомить ребенка с фотографиями предков, их профессией, возможными наградами, достижениями. На занятиях «Как жили наши предки» дети могут рассказать об этом, показать фотографии из семейного альбома. С историей детского сада воспитатель может познакомить детей, используя материалы музея дошкольного учреждения, приглашая в группу бывших воспитанников.

Для знакомства с местными достопримечательностями (памятниками, парками, скверами и т.п.) воспитатель организует экскурсии по знаменательным местам города (села) и музеям. В ходе экскурсии воспитатель не только обращает внимание детей на объекты, рассматривает их с детьми, но и стимулирует детей задавать вопросы и высказывать свое отношение к увиденному, используя литературные произведения или их отрывки, соответствующие наблюдаемому объекту. В детском саду после проведения экскурсии нужно создать условия для обмена впечатлениями: организовать художественную деятельность, провести беседу с детьми о том, что им понравилось, или занятия на темы: «Наш город», «По памятным местам».

Для формирования представления об образе жизни человека, о его труде (охота, земледелие, скотоводство) воспитатель рассказывает, читает с сопровождением иллюстраций о жизни человека в древности; использует материалы местного краеведческого музея. В детский сад приглашаются работники музея, которые беседуют с детьми об экспонатах, демонстрируют их, пытаются вызвать интерес у детей к истории своей страны. Необходимо дать возможность детям потрогать экспонаты (предметы домашнего быта, одежды, орудий труда), это побудит их к обсуждению увиденного. Воспитатель знакомит детей с детскими энциклопедиями, показывает, как можно с ними пользоваться. В группу приглашаются взрослые и школьники, участвующие в энциклопедиях, которые могут рассказать и показать детям древние находки. Вместе с детьми воспитатель создает макеты, отражающие жизнь древних людей.

Для формирования представлений детей о современных профессиях, наиболее распространенных в родном городе (селе), воспитатель организует встречи с интересными людьми (это могут быть и родители). Воспитатель заранее подготавливает гостя: обговаривает с ним, о чем тот будет говорить с детьми, что продемонстрирует детям, чему научит. Такая встреча заканчивается совместными играми или художественной деятельностью, чаепитием. Необходимо создать условия для самостоятельной игровой и художественной деятельности, которая может возникнуть у детей под впечатлением встречи. Также воспитатель проводит экскурсии и наблюдения за трудом людей непосредственно по месту их работы. Во время наблюдения дети знакомятся с тем, что и как делают люди разных профессий, какие орудия труда они используют и какие результаты получают. Главная задача педагога – научить детей видеть направленность труда на конкретно значимый результат. Воспитатель проводит занятия с детьми на темы «Труд наших земляков», «Местные художники и поэты» и т.п.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения воспитатель проводит экскурсию по улице, наблюдает с детьми за движением транспорта, знакомит с дорожными знаками, светофором. Читает детям книги по правилам дорожного движения, беседует, проводит ролевые игры на тему «Светофорчик», на встречу с детьми приглашаются сотрудники службы дорожного движения. Воспитатель, дети и их родители совместно изготавливают атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Детей старшей группы продолжают приучать к труду в детском саду и дома. С детьми обсуждаются следующие вопросы: какие дела им будут по силам? Какие орудия труда им понадобится? В чем нужна будет помощь взрослых? С чем дети могут справиться сами? Как они понимают значение этого дела для них, других детей и взрослых? Воспитатель должен убедить детей, что без их помощи не обойтись. Для этого используются игровые способы постановки заданий: просьба, внушение, народные пословицы и поговорки. Детям предоставляется выбор заданий, учитываются их желания. Вместо прямых указаний, что нужно сделать, создаются проблемные ситуации. Детям необходимо помочь спланировать предстоящую работу, поощрить их успешные действия, показать как лучше сделать, посоветовать, задать наводящие вопросы, выразить уверенность в том, что ребенок справится с делом. По окончании работы организуется обсуждение с акцентированием внимания на положительных моментах и достигнутых результатах. Детям предоставляется возможность самим оценить свою работу. На основе обобщения суждений детей проводится итог.

В подготовительной к школе группе детей знакомят с историей своего города (села). Проводятся экскурсии к памятным местам, связанным с историческим прошлым города, детям рассказываются наиболее интересные моменты, используются стихи местных поэтов, воспевающих свой город, и фотографии с изображением важных для города исторических событий, их участников. После экскурсии в местный краеведческий музей детям предлагается рисование на темы «Мой город», «Моя улица», «Мой дом». Это позволяет узнать, что привлекает внимание детей более всего и спланировать целевые экскурсии и целевые прогулки на будущее.

Детей продолжают знакомить со специфическими видами труда города (села) и их достижениями. Используется та же методика, что и в старшей группе. Воспитатель проводит с детьми занятия на темы: «Известные люди города», «Наши знаменитые земляки», «Местные умельцы» и т.п.

Продолжается знакомство с художественным оформлением города, углубляются представления о народных промыслах: старых и новых. Для этого организуется экскурсия и наблюдение за работой народных умельцев, рассматриваются продукты их труда, дети знакомятся с технологией их изготовления и назначением. Организуется художественная деятельность детей. проводятся занятия на тему: «Ярмарка», «Мастерская», на которых дети создают и презентуют свои поделки, ими украшают группу, играют, дарят детям младших групп и своим родителям.

Для приобщения детей к роли экскурсоводов в музее детского сада воспитатель сначала знакомит их с историческими местами города, демонстрируя себя в роли экскурсовода, разучивает с детьми небольшие тексты, характеризующие данные объекты, заучивает стихи, проводит игры – путешествия по родному городу, детскому саду и др. Затем дети сами пробуют провести экскурсию для детей других групп, гостей детского сада, родителей.

Знакомство детей для связи своего города с другими городами осуществляется на занятиях: «Наш район», «Угра – чистейшая река Европы России» и т.п. Используются фото и видео материалы, иллюстрированные издания и открытки городов области, что побуждает детей задавать вопросы, рисовать на основе полученных впечатлений.

Формирование элементарных представлений о техническом прогрессе (водопровод, электричество, отопление, бытовые приборы) осуществляется в ходе повседневной жизни детей в детском саду и родителями дома. Детям показывают и рассказывают о значении технических средств в жизни детей и взрослых, знакомят с элементарными правилами пользования. В игровой деятельности дети закрепляют эти правила.

Продолжается знакомство детей с правилами дорожного движения. Эта задача реализуется с помощью тех же методов, что и в старшей группе. Новым является организация детским садом совместно с органами дорожного контроля соревнований, включающих игры, викторины на знание правил поведения детей на дороге. В рамках города проводятся такие же соревнования между детскими садами.

Детей подготовительной группы продолжают приучать к труду, оказанию помощи взрослым и младшим детям.

Воспитатель помогает детям спланировать предстоящую работу, распределить обязанности, учитывая их желания, участвуя в трудовой деятельности вместе с детьми в качестве равноправного партнера. В этой роли он может демонстрировать эффективные приемы работы, проявление помощи, заражать детей своим энтузиазмом, показывая свое отношение к делу, настойчивость. Одновременно воспитатель наблюдает за детьми и, видя их ошибки (отвлечение, неумение, небрежность и т.п.) разыгрывает ситуацию, как бы возникшую в его работе, и демонстрирует детям свое решение выхода из нее. При организации совместного труда детей необходимо создавать небольшие по количеству группы – от 3 до 5 человек. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности, а ребенок при такой организации труда почувствует настоящее трудовое усилие.

 

Роль родителей в развитии творческих способностей детей

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определенные условия.

Читать далее »

Психологами установлено, что начальный этап формирования способностей происходит у ребенка столь рано и быстро, что часто ускользает от внимания родителей. И поэтому только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие могут наполнить жизнь ребенка интересными событиями.

Родителям необходимо всячески поддерживать у ребенка интерес к самостоятельному творчеству, навязчиво и корректно руководить ими. На вопрос: «Как вы стимулируете творческую активность ребенка?» 52,6% опрошенных родителей ответили, что поощряют его творческую деятельность совместным созданием конструкций, коллекций, рисунков, стихов; поощряют стремление ребенка исследовать окружающий мир 68,4% родителей, умеют ценить достижение ребенка и его самого как личность 57,9%.

Для того чтобы педагог и родители работали в тесном контакте, нужно приглашать родителей на занятия, семинары-практикумы, показывать как и чем можно занять ребенка дома. В анкете на вопрос «Какое активное участие вы принимаете в творческом развитии ребенка?» были получены следующие результаты: занятия с ребенком дома – 63,2% опрошенных, чтение ребенку книг – 73,7%, разгадывание вместе с ним загадок, решение ребусов, кроссвордов – 52,4%, рисование, лепка, вырезание ножницами, конструирование – 89,5%, просмотр детских передач и обсуждение увиденного – 47,4%, прослушивание музыки, организация выставки работ – 52,6%, записи идей, высказываний, сочинений ребенка – 15,8%.

Родителям необходимо объяснить, что они должны бережно относиться к работам, выполненным ребенком, в детской комнате можно выделить место, где они будут храниться, на стене можно разместить детские рисунки. В анкете перед родителями стоял следующий вопрос: «Организуете ли вы совместный досуг вне дома?» Были получены следующие результаты: 68,4% родителей организуют совместный отдых с детьми в выходные дни за городом; 73,9% — отдыхают вместе с детьми; 47,4% — вместе с детьми занимаются спортом; 15,8% — совместно с детьми посещают театры, музеи, выставки.

Работы, выполненные ребенком в детском саду, тоже должны быть представлены родителям, и это можно сделать в виде:

— выставок (детских работ, выполненных в детском саду, и работ, выполненных вместе с родителями дома);

— творческих лабораторий (с участием родителей);

— круглого стола.

В настоящее время широко распространены такие формы работы с детьми, как кружковая работа и изостудии. И на вопрос: «Считаете ли вы необходимым посещение ребенком изостудий и кружков?» 89,5% опрошенных родителей считают необходимым посещение детьми кружка или изостудии, и всего 10,5% считают, что в этом нет необходимости.

Какими бы небыли виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка, главное чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны родителей, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной.

тест роль родителей в творч

Комплексно-тематическое планирование скачать

Организация и проведение диагностики детей скачать

Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ скачать

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.ds-filippok.ru/?page_id=372