Вернуться: Родителям

Консультации для родителей

  • Не затягивайте с насморком скачать
  • Могут ли солнце, воздух и вода нанести вред здоровью скачать

  • Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников скачать
  • Как правильно загорать скачать
  • Развитие физических качеств: быстрота, ловкость, выносливость и т.д. скачать
  • Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения скачать
  • Долгие проводы-лишние слезы скачать

  • Затяжной насморк: большие последствия маленькой неприятности скачать
  • Готов ли Ваш ребенок к школе скачать
  • Воспитание культуры поведения у дошкольников

О человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющим красиво держать себя, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек».

читать далее »

Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше. В противном случае у ребенка могут закрепиться плохие привычки, и тогда уже придется бороться с ними. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.У детей на пятом году жизни на основе усвоенных ранее навыков необходимо формировать более сложные, например навыки культуры взаимоотношений. На новом возрастном этапе ребенок уже может осознать, что, выполняя правила культурного поведения, он тем самым выражает свое отношение к окружающим: приветливо здороваясь, прощаясь, проявляет внимание и уважение к другим людям; когда благодарит, выражает им признательность за заботу, помощь; соблюдая чистоту и аккуратность, заботится об удобствах окружающих, проявляет уважение к их труду. Разъяснение детям нравственного значения этих правил вызывает интерес к ним, желанию их выполнять, формирует нравственные мотивы поведения.Программой воспитания в детском саду предусматривается воспитание у детей пятого года жизни следующих умений и навыков:

  1. Поддерживать чистоту тела, одежды, следить за прической;
  2. Аккуратно, красиво есть, правильно пользуясь столовыми приборами;
  3. Приветливо здороваться и прощаться, благодарит, быть внимательным и предупредительным, оказывать посильную помощь взрослым и детям в детском саду, дома, в общественных местах;
  4. Говорить спокойным тоном, членораздельно, при разговоре смотреть на собеседника;
  5. Выполнять любое дело аккуратно, доводить до конца, бережно относиться к вещам.

Эти умения могут быть сформированы у ребенка и перейдут в привычку только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять к нему единые требования. Маленькие дети очень восприимчивы, склонны к подражанию, они легко овладевают различными действиями.

Приучить ребенка правила гигиены – значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Ребенок должен твердо усвоить, что нельзя садиться за стол с невымытыми руками, нельзя есть немытые ягоды, фрукты.

В детском саду детей приучают мыть руки после прогулки, после пользования туалетом. Дома Вы должны требовать тоже самое. Обязательными должны быть полоскание детьми рта после еды, чистка зубов (перед сном). Трудно приучить ребенка пользоваться носовым платком, если у него не всегда есть чистый платок и он привык обходиться без него. Поэтому не забывайте давать его ребенку.

Не забывайте похвалить ребенка за опрятность, подчеркнуть, что он выглядит красиво и всем приятно на него смотреть. Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой и ложкой. Напоминайте ребенку, что пищу нужно брать понемногу, тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом очень не красиво соседям по столу видеть это неприятно. Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом.

Необходимо приучать детей сдержанно вести себя в общественных местах. Но, воспитывая у ребенка уважение к другим, необходимо относиться с уважением и к нему самому.

Для того что бы освоенное ребенком умение совершенствовалось, становилось для него привычным, нужно упражнение. Здесь необходимы контроль и напоминание взрослых. Такое напоминание делается доброжелательными, спокойными, но твердыми нотами. Нам, взрослым, нужно помнить, что образовавшиеся привычки стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.

 

  • Игра как средство экологического воспитания

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Читать далее »

Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.

Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Игрушка – красивый предмет, которая выступает контрастом по отношению к живому существу, на которое можно лишь смотреть и за которым нужно ухаживать.

Самостоятельная игра детей – это отражение их отношения к тем явлениям и событиям, которые в ней изображаются. Она очень ценна и показательна. Чтобы дети часто играли на природоведческие темы, им нужны наборы игрушек, изображающие домашних животных, обитателей зоопарка, лесных зверей. С этими игрушками дети смогут поиграть после интересных занятий и экскурсий.

 

  • Из чего складывается трудолюбие
Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет? Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.

Читать далее »

Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц. Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребенок непосредственно знакомится со свойствами предметов, материалов.

Сам, затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относиться к труду других людей. Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремится быть полезным окружающим.

Что может и должен делать четырехлетний ребенок?

Ребенок должен сам раздеваться и одеваться (застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки, аккуратно складывать и вешать одежду), застилать постель (с помощью взрослых), аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы.

Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок. Вместе со взрослыми он моет игрушки, стирает кукольное белье. По мере овладения навыками ребенок делает это самостоятельно.

Ребенок участвует в накрывании на стол и уборке со стола. Со временем это может стать его обязанностью.

Порученная ребенку работа должна быть для него посильной. Чтобы выполнить ее ребенку придется приложить усилия, но он не должен переутомляться. Лучше прервать работу, когда у ребенка есть еще желание продолжать ее, а после отдыха предложить закончить ее.

Большую роль играет оценка взрослым результата детского труда. Похвалы, прежде всего, заслуживает старание ребенка, стремление сделать поручение хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему еще не совсем удалось.

Недопустимо наказывать трудом: «За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать». Ребенка необходимо приучить к тому, что если он что-то разлил или, играя, занимаясь, насорил, он сам должен все убрать.

Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой: «Ты научилась быть аккуратной — говорит мама дочке. – Теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдца».

Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и, наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду. Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать, отмечать успехи. Необходимо формировать у ребенка нравственные мотивы труда: выполнить поручение, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.

 

  • Наказание, поощрение или диалог?
Отсутствие взаимопонимания между ребенком и взрослым является дефицит внутренних побуждений. Это приводит к непослушанию ребенка и утрате контроля над его поведением: на все «надо» взрослого ребенок твердит «не хочу», что не становится предпосылкой к использованию тактики поощрений – наказаний.

Читать далее »

Главная психологическая особенность ситуации «надо – не хочу» состоит в том, что образ действий и поведение, требуемые взрослым, сами по себе не привлекательны для ребенка, поэтому он пытается избежать их. Ситуации такого типа возникают довольно часто. Приведем два примера.

Уже давно наступил вечер, а у маленькой Наташи игра в самом разгаре. Она «воспитатель в детском саду»: на полу, на диване, на столе расставлены игрушки – это «дети», и «группа», и «площадка для игр». Пора спать, но Наташа так увлечена, что даже не слышит того, что ей говорят мама и бабушка. И вот, наконец, она немного отвлеклась. Но на все уговоры отвечает, что не хочет идти спать и готова играть до самого утра. Еще один пример. Утром, за завтраком, у маленькой Леночки совсем нет аппетита: «Опять эта манная каша, не хочу, не люблю, не буду…!» И начинаются бесконечные уговоры: «Ну, одну ложечку за маму, за папу, за дедушку, за бабушку…»

Другая характерная черта ситуаций непослушания состоит в том, что создаваемые взрослыми побуждения не связаны как правило, с той деятельностью, которой ребенок занимался. Игра Наташи, в нашем примере содержательно никак не связана ни с окриком матери («сколько раз тебе надо повторять одно и то же! Марш чистить зубы! Давно пора спать!») ни с увещеваниями бабушки («Наточка, ляжешь спать – я тебе сказочку расскажу»).

Другими словами, создаваемые взрослыми побуждения являются внешними мотивами, которые могут быть как положительными (поощрения), так и отрицательными (наказания).

Третья психологическая особенность ситуации данного типа – исходные внутренние побуждения ребенка сталкиваются, вступают в противоречия, а иногда и в конфликт с внешними побуждениями, создаваемыми взрослым. Поэтому ситуацию «надо – не хочу» — это всегда более или менее острые мотивационные конфликты.

Все «беспричинные» капризы, слезы, аффективные переживания и поступки детей обусловлены именно этой противоречивостью побуждений деятельности. В примере с Наташей ее желание продолжать игру вступает в противоречие с желанием сохранить хорошие отношения с мамой и послушать бабушкину сказку. Если все эти мотивы сильны, а девочка слишком мала, чтобы самостоятельно отвергнуть привлекательность двух из трех мотивов и выбрать что-то одно, то скорей всего ей и взрослым ненужных эмоций избежать не удастся.

Еще немаловажная особенность ситуации «надо – не хочу» заключается в том, что типичные для них мотивационные конфликты зарождаются не во внутреннем мире самого ребенка, а в социально – психологическом плане, в общении. И если Наташа тем или иным способом игнорирует требования, то она не только обостряет конфликт своих собственных побуждений, но и ухудшает свои отношения с взрослыми.

  • Растить детей заботливыми

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

Читать далее »

Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.

Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим. Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей. Первый этап – охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем — проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительно эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап развития этого качества – проявление заботливости в отношении к близким людям (родителям, родственника).

Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания: эмоциональная атмосфера в семье; понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде.

В одних семьях царит положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания, вдумчивом отношении к вопросам нравственного воспитания, единстве педагогических требований, предъявляемых ребенку в детском саду и дома. Все это формирует у ребенка правильное представление о том, какого человека можно назвать заботливым. Эти представления отражаются в их поведении. Проявление заботливости у детей самостоятельное. В таких семьях дети постепенно включаются в дела семьи, особенно трудовые, через постоянные поручения, обязанности, которые подбираются родителями. В других семьях родители правильно понимают цели и задачи воспитания, хотят, чтобы их дети росли чуткими, заботливыми, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство педагогических требований. Стиль семейных отношений здесь в целом положительный, но случаются конфликты (обычно из – за вспыльчивости, несдержанности кого – то из родителей). Родителям не хватает терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания заботливости специально не создаются. Но встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В подобных семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи, а в детском саду дети из этих семей проявляют заботу о других под непосредственным влиянием воспитателя. К трудовым делам в семье дети не привлекаются, поэтому у них отсутствуют необходимые в этом возрасте трудовые умения и навыки, а также и желание быть полезным другим. Родителям необходимо уделять внимание развитию правильной самооценки. Можно предложить детям: «Попробуйте сделать дома нужное для всей семьи дело. Посмотрите, в чем мама или папа затрудняются, и предложите свою помощь». Такое обращение интересно детям и дает им возможность проявить дома активность.

Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно их видеть самостоятельными и умеющими все делать.

Выполняя по заданию воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои чувства членам семьи. Если подкрепить похвалой то состояние удовольствия, испытываемое ребенком после оказания помощи родителям, то при повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд.

 

  • Родителям будущих первоклассников
Многие родители, записывая детей в школу, сталкиваются с неожиданной трудностью. Школьные психологи, пообщавшись с ребенком, удивленно смотрят на родительниц: мамочка, вы когда нибудь слышали о логопеде? Если у будущего первоклассника есть проблемы с произношением каких-нибудь звуков, шансы попасть в престижную школу или гимназию у него очень невелики.

Читать далее »

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие – то буквы, только при записи его в первый класс. И тогда начинается муштра, ежедневные занятия с врачом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до сентября. Но…

Во – первых, это такая нагрузка на детей – за три месяца освоить то, чему надо было учиться пять – шесть лет. А во – вторых, таких проблем можно было бы избежать, если родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя видит нарушения в развитии речи у малыша. Это может быть дислалия – нарушение произношения отдельных звуков. Фонетика – фонетические нарушения – когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильные звуки родного языка. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушение произношения, и восприятие, и грамматика, бедные словарные запасы и отсутствие связной речи.

Что должен уметь ребенок

В три года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его несмотря на кашу во рту, – все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым не ясны самые простые ваши требования.

В четыре года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап своеобразный критерий «правильности» развития их сына или дочери. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет «перевести» детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по нескольку раз переспрашивает малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

В пять лет ребенок еще может не выговорить букву «Р», а в шесть лет, перед школой считается нормой правильности произношений и использования падежей, умение связанно и грамотно говорить.

Советы логопеда

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, и еще плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикулярного аппарата:

  1. Обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

  2. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот.

  3. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

  4. Не забывайте развивать и мелкую моторику – т.е. малыш должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Как бы не казалось это вам утомительным, Пусть малыш сам застегивает себе пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В малышовом возрасте очень полезно лепить. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы с детскими и вырезать какие – нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

 

  • Родные и очень близкие
Когда мы говорим о самых близких нам людях, то в первую очередь имеем в виду своих детей. Но нередко упускаем из виду буквальное значение слова “близость”. Ведь наши дети близки нам не только душевно, но и пространственно: с ними мы живем бок о бок, постоянно соприкасаясь. Казалось бы, такой тесный контакт — надежный залог взаимопонимания и обоюдного расположения.

Читать далее »

Тем не менее редко найдется семья, где родители не имели бы повода посетовать на непослушание детей, на взаимные обиды.

Взаимоотношения родителей и детей — это огромный материк. Специалисты по детской психологии, похоже, изучили его вдоль и поперек. Но даже для них здесь остался неосвоенный уголок, где таятся необъяснимые загадки. А большинство родителей туда просто не заглядывают, предпочитая держаться на освоенных пространствах. Эта терра инкогнита — невербальное, без слов, общение.

Многие из нас рассматривают воспитание как поучение, прежде всего — словесное. И нередко бывают удивлены, что дети неправильно воспринимают, казалось бы, простые и ясные слова. Да и мы сами далеко не всегда понимаем настроение и намерения ребенка, упускаем из виду те едва заметные детали поведения, которые порой красноречивее всяких слов.

Несколько лет назад австралийские психологи исследовали две группы матерей. У одних дети часто капризничали, бывали непослушными. Матери второй группы на своих детей почти не жаловались, потому что те в основном вели себя хорошо. Интересно было выявить ту манеру, в какой общаются со своими детьми те и другие. Оказалось, что матери в первой группе реже смотрели в глаза своим детям, чаще говорили с ними неприязненным тоном, давали им указания, находясь на большом (свыше двух метров) расстоянии и очень редко наклонялись к ребенку или приседали рядом с ним, чтобы поговорить.

Давайте совершим небольшую познавательную прогулку по этой неосвоенной территории. Как знать, может быть, здесь мы найдем ответы на те вопросы, которые казались неразрешимыми на обжитой земле?

Начнем с того, о чем уже шла речь в первых строках, — с пространственной близости. Поспешные выводы здесь недопустимы, ибо наше отношение к близости крайне противоречиво. Рассмотрим для примера, как заполняется автобус или поезд метро на первой остановке маршрута. Если пассажиров по крайней мере вдвое меньше, чем мест в салоне, то они скорее всего разместятся таким образом, чтобы избежать непосредственного соседства друг с другом. Садиться рядом начнут лишь тогда, когда салон заполнится более чем наполовину. Такое поведение не распространяется на супругов, родителей с детьми или просто знакомых, едущих вместе. Они, естественно, предпочтут разместиться рядом. То есть для них дистанция имеет иное значение.

Из этого простого наблюдения следует очевидный вывод: вокруг каждого из нас существует некое пространство, которое мы стремимся поддерживать в неприкосновенности. Лишь ситуация многолюдья вынуждает нас смириться с нарушением его границ. Либо мы сами, сблизившись с человеком в психологическом смысле этого слова, стремимся к близости пространственной — вплоть до дружеского или любовного объятия.

Для ребенка близость с родителями не только естественна, но и крайне желательна. Выходя с мамой из дома, малыш хватается за ее руку. Так он чувствует себя удобно и безопасно. Если же, взятый за руку, он, наоборот, хочет вырваться, то это не может не насторожить. Не исключено, что он отчасти утратил веру в маму как в надежную опору.

Правда, с таким выводом не надо спешить в пору возрастного кризиса, который начинается на рубеже трехлетнего возраста. Тогда это вполне нормальное и закономерное явление, выражающееся в повышенном стремлении к самостоятельности. Но и в эту пору ребенок все же не настолько отдаляется от родителей, чтобы можно было вести речь об отчуждении. А вот если он действительно избегает пространственной близости и постоянно стремится уклониться от контакта, тут есть над чем задуматься: отчего ему лучше в стороне, чем рядом?

О подлинно близких отношениях наиболее красноречиво свидетельствуют взаимные прикосновения. С первых дней жизни нежные материнские руки дарят младенцу пока еще неосознанное ощущение уверенности и покоя. А если мать недовольна и раздражена, ее движения могут стать резкими, могут даже причинить боль.

В возрасте трех-четырех месяцев у ребенка появляется яркая эмоциональная реакция на появление родного человека: при приближении материнского лица малыш улыбается, лепечет и протягивает к нему ручки. Став постарше, ребенок нежно прижимается к тому из близких, кто берет его на руки. Но если его захочет приласкать незнакомец, малыш инстинктивно попытается его оттолкнуть и вырваться.

Так с самого раннего возраста человек сигнализирует окружающим о своем отношении к ним. Интерес и симпатию он выражает мягким касанием или поглаживанием, а рассердившись, может толкнуть или ударить. Этот несложный репертуар сохраняется на протяжении всей жизни, подчеркивая значение слов, а порой и заменяя их.

С возрастом у ребенка все более оформляется стремление к независимости и в известном смысле — к неприкосновенности. Подростки довольно терпимо относятся к взаимным прикосновениям среди сверстников, но прикосновения взрослых их раздражают. Они воспринимают это как подчеркивание их детского статуса и поэтому ревностно охраняют границы своего личного пространства.

Но для ребенка помладше прикосновения выступают как важный знак заботы и близости. Дети школьного возраста также нуждаются в таком общении. Так что не надо бояться поцеловать своего ребенка перед сном, обнять — даже без всякого повода, просто по настроению. Китайцы говорят: “Если хочешь вырастить злую собаку, никогда не гладь щенка”. Понятно, что имеет силу и обратное утверждение, причем, разумеется, не только для собак.

Большое значение имеют не только прикосновения, но и жесты. Они должны быть точными, усиливающими значение слов или выделяющими важность сказанного. Например, указав рукой на одежду, валяющуюся на полу, вы подкрепляете этим жестом свою просьбу к ребенку убрать за собой.

Когда вы слушаете ребенка, проследите, не сложены ли у вас руки на груди, что придает вам отстраняющий, “закрытый” вид. Обычно это означает, что вы не расположены благожелательно воспринять то, что вам говорят. И наоборот, расслабленные, слегка отведенные от туловища руки показывают, что вы открыты для доверительного разговора.

Ладони наших рук хорошо приспособлены для того, чтобы прикрывать лицо. Во многих жестах, направленных на собственное лицо, присутствует желание что-то скрыть. Так, количество жестов “рука — лицо” заметно возрастает при попытках солгать. При этом чаще других встречаются следующие движения: человек прикрывает рот — возможно, касаясь при этом носа (жесты маскировки), потягивает мочку уха (имитация самонаказания), потирает щеки, касается подбородка, бровей, волос или поглаживает их (самоуспокаивание посредством символической ласки).

Когда зажимают уши (пусть и неявно), это символизирует нежелание слышать.

Когда подпирают голову рукой, это означает желание покоя и защищенности.

Поглаживание лица или прикладывание костяшек кисти к губам представляют собой сигналы, выражающие стремление к нежности.

Пальцы, сжатые в кулак, естественно интерпретировать как агрессивный жест, поскольку кулак — это простейшее орудие для удара. Но не будем забывать, что сжатый кулак связан также с хватательным действием. Такое положение (без всяких агрессивных позывов) может принимать рука человека, стремящегося за что-то ухватиться (в широком смысле слова). Понаблюдайте, как ведут себя дети в цирке, когда смотрят на головокружительные кульбиты эквилибристов или прыжки хищников. Детские кулачки непроизвольно сжимаются, дабы хоть символически за что-то ухватиться в рискованной и пугающей ситуации.

Самая выразительная часть тела — конечно же лицо. Дети мгновенно распознают подавляемый гнев по сжатым губам, насупленным бровям. А вот улыбка означает прямо противоположное — одобрение, похвалу, любовь. Разумеется, если она искренняя.

Эмоциональное отношение может передать не только выражение лица. Движение головы — кивок или наклон назад — показывают ребенку, что вы сейчас эмоционально расположены к нему, готовы успокоить и поддержать его. Обязательно используйте эти движения в доверительном разговоре с ребенком — это поможет ему раскрыться.

Выражение глаз также служит мощным средством общения. Даже если вы контролируете интонации своего голоса и выражение лица, взгляд может выдать то, что вы хотели бы скрыть. Поэтому внимательно следите за тем, что говорят ваши глаза, а не только ваши губы.

Очень важно смотреть ребенку в глаза, особенно близко наклонившись к нему или присев рядом с ним, чтобы оказаться буквально на одном с ним уровне. Ответить взглядом на взгляд иногда бывает достаточно для того, чтобы ребенок понял: вы ему доверяете, одобряете его действия, цените его усилия. И, наоборот, когда вы отводите взгляд, даже непреднамеренно, это может означать неодобрение или нетерпение.

Но бывает, что обмен взглядами дает противоположный результат. В особенности дети постарше иногда чувствуют при этом неловкость, а подростки даже негодуют на старших за то, что те таким образом пытаются “влезть им в душу”.

Хотя интонации речи нельзя в полном смысле отнести к бессловесному общению, они тем не менее тоже очень важная составляющая взаимопонимания. Ваша манера говорить помогает детям правильно оценивать смысл ваших слов. Если ваш голос звучит вяло, то ваши слова едва ли будут восприняты ребенком серьезно. Если указание дается нерешительным, чуть ли не просительным тоном, то исполнения можно вообще не дождаться…

 

  • Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка

Детство – пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Роль книги очень велика в нравственно – эстетическом воспитании ребенка.

Читать далее »

Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально – познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, обогащает знаниями о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии. Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие стихи и сказки, живет вместе с героями книг, сочувствует одним и по-детски осуждает других.

Для того, чтобы реализовывать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье прежде всего должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью ребенка, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способности воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова. В период, когда ребенок еще только слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.

Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, развивает образность мышления, выразительность речи. большое значение в эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их со стихами.

Высоко оценивая роль сказок, К.Д. Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики, а народ, создавший их, великим педагогом».

Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтической форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, учат наблюдательности.

 

  • Сказка как тренинг жизненных умений

Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства — это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением.

Читать далее »

Эти воспоминания до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства. По мере взросления у многих не только не теряется интерес к сказкам, но и усиливается. Так появляются на свет авторские сказки. Многочисленные примеры таких сказок, которыми поголовно увлекаются и дети и взрослые, мы видим вокруг: это и сказки Г. Х. Андерсена, и забавные рассказы Туве Янсон о Мумми-троллях, и истории о Гарри Поттере… Так что же такое сказка? Что таит она в себе? Чем она так притягательна?

К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Почему, спросите вы? Давайте поразмышляем вместе, а для этого нам надо окунуться в далекое прошлое, когда еще наши прабабушки передавали старинные предания своим детям.

Издревле привилегия рассказывать сказки, воспитывая детей, принадлежала женщинам. Сидя за прялкой, рукодельничая, женщина нашептывала малышам волшебные истории, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Поэтому сказка выступала как инструмент социализации. Слушая сказку, ребенок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости. На каждый новый трудный вопрос ребенка находилась своя сказка. Были сказки о сотворении мира и человека, о возникновении человеческих пороков и борьбе с ними, о мирной жизни и войне…

Современные дети точно так же благодаря сказкам обучаются стратегиям поведения в той или иной ситуации, усваивают моральные и нравственные законы жизни в человеческом сообществе. Отметим, что именно народные сказки являются примером действительно оптимального решения затруднительных проблем и вопросов, в то время как чудесные авторские сказки являются скорее средством самовыражения автора, способом решения собственных проблем, к сожалению, не всегда удачным и конструктивным. К примеру, всем известны грустные сказки Г. Х. Андерсена, которые резко подчеркивают трагизм непростой жизни великого сказочника. А тексты народных сказок оттачивались веками, полировались тысячами пересказов и сохраняли в себе крупицы житейской мудрости.

В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в сказке «Лисичка со скалочкой» подробно и последовательно говорится о хитрости лисы. Взрослый рассказал бы о ней так: «Решила лисичка обмануть людей и полакомится чем-нибудь вкусным, но за свою хитрость была наказана». Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как по несколько раз одно за другим перечисляются все действия лисы.

Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки – делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонематического слуха.

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Сказка позволяет ребенку в простой и доступной форме отреагировать свои проблемы. Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную ситуацию, дистанцируется от них и получает возможность посмотреть на решение проблем со стороны, а затем идентифицироваться с героями сказки и принять позитивный опыт как свой собственный. Об этом важно помнить родителям, не лишая ребенка возможности читать сложные и, казалось бы, страшные сказки.

В любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка, как указывал на это Э. Берн. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не выдуманным, а реальным. “Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты”, — так можно перефразировать известную пословицу. Не случайно в последнее время зарождается новое направление в психологической практике – сказкотерапия, позволяющая работать с детьми и взрослыми через сказку, используя ее как чуткий инструмент переписывания неконструктивного жизненного сценария и метод диагностики психологических проблем клиента.

Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим помочь своему малышу. У вашего малыша есть сказка, которую он любит слушать часами? Не стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас, вопросы. Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героев – его любимый, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с ребенком, попробуйте инсценировать любимый отрывок. Это поможет малышу интегрировать полученный опыт, а Вам лучше понять своего ребенка. Пристрастие ребенка к той или иной сказке может меняться со временем, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые задачи.

Чтение сказок не стоит рассматривать как просто приятное времяпрепровождение. По сути своей это не так. Сказка – это существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности характера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послушать сказку “О рыбаке и рыбке”, пугливому и робкому “О трусливом зайце”, шаловливому и доверчивому “Приключения Буратино” и т.д.

Проанализируйте эмоциональную проблему вашего ребенка: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и выберите или сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать вашему ребенку решать его проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.) Придумайте сказочного героя, слегка внешне и по характеру похожего на ребенка, у которого по сюжету появляется много возможностей для преодоления трудностей и препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

И напоследок хочется сказать: дарите сказку своим детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения со своими детьми, сможете лучше узнать их интересы и проблемы. А кроме того, возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в мудрой, вечной, а потому прекрасной сказке.

 

  • Учите детей общаться

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответсвующим образом, если к ним обращается кто-либо.

Читать далее »

Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать своидействия с партнером по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств.

Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений. По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению мускулатуры,ктеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека. А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим. Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обеспечивают ему взаимодействие с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития. По мере взросления он использует все более разнообразные и сложные двигательно – пластические средства для выражения более богатых и тонко дифференцированных эмоций, чувств, отношений с окружающими.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становится прежде всего мать. Хорошо если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Бывает, что в семье с малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т.п. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно – агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т.п. Независимо от того, кто играет с ребенком, воспитатель или родитель, необходимо что бы сам взрослый был эмоционально «включен» в игровое взаимодействие. Взрослому важно увлечь, «заразить» ребенка переживанием.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.ds-filippok.ru/?page_id=401